Бренд-стратегия - целостная система по созданию и развитию бренда. Чтобы из просто компании превратиться в бренд, нужно создать четкое позиционирование, конкурентоспособный продукт и добиться узнаваемости у целевой аудитории. Если о вас не знают, вы пока просто компания.
- Как разработать бренд-стратегию самостоятельно
- Проведите маркетинговые исследования
- Вырастите философию бренда
- Разработайте айдентику бренда
- Соберите брендбук
- Разработка бренд-стратегии у агентства
Как разработать бренд-стратегию cамостоятельно
1. Проведите маркетинговые исследования: анализ рынка, конкурентов и целевой аудитории
✅ а) Посчитайте ёмкость рынка
Сколько млн человек вообще могут купить товар данной категории на конкретном рынке и сколько денег стоит такой объем продукции?
✅ б) Сегментируйте рынок
Разделите потребителей на несколько групп по схожим характеристикам (географическим, социально-экономическим, культурным, поведенческим и т.д.), чтобы понять, как и что конкретно такие люди покупают, какие потребности удовлетворяют. Определите, каков объем сбыта и потенциальная прибыль в каждом из сегментов. Выберите наиболее перспективные для вашего бренда сегменты, подумайте, какую нишу вы хотите занять (или уже занимаете, но хотите изменить).
✅ в) Проанализируйте конкурентов
Возьмите 100 (грубо говоря) топовых брендов-конкурентов и проанализируйте их философию, УТП, продукт, каналы сбыта, каналы коммуникации и др. Определите, какую позицию на рынке занимает ваша компания сейчас и/или какую хотела бы занимать.
🔗 Подсказки: 11 критериев оценки конкурентов
➰ Инструмент:
Карта бренда (Brand Positioning Map)
Вы можете указать свои координаты вместо цены и качества, например, степень консервативности/бунтарства бренда и др.
✅ г) Проанализируйте ЦА
Бренд будет успешным, только если хорошо знает свою аудиторию, ее потребности и боли. Проведите анализ ЦА, чтобы понимать, через какие каналы и как общаться с покупателями, как доносить свои ценности и продвигать бренд.
➰ Инструменты: анкетирование, опрос, CustDev (глубинное интервью), анализ продаж и посетителей сайта.
🔗 Лекция Анастасии Васениной "Как провести исследование своей аудитории"
✅ д) Проанализируйте тренды
Почитайте отчеты Trend Hunter или маркетинговых агентств, чтобы понять, какие бренды появляются на рынке и на что в будущем ожидается повышенный спрос.
2. Вырастите философию бренда и соберите бренд-платформу
Наиболее популярная модель построения бренда - Unilever Brand Key, хотя есть и другие. Каждая компания может выбрать удобный ей способ, чтобы описать свой бренд, его сущность и то окружение, в котором он находится (ЦА и конкурентов).
➰ Инструмент:
Воркшоп / соучаствующее проектирование
Собирается вся команда компании и обсуждает свое видение бренда. Все мысли и идеи записываются, проговариваются ценности, миссия бренда, портрет аудитории, ассоциации и т.д. Бренд-стратег сводит воедино результаты аналитики и восприятие бренда командой.
✅ а) Нейминг
Придумайте название бренда, если его еще не было.
🔗 Подсказки по неймингу
✅ б) История и ценности
Расскажите историю бренда, с чего всё начиналось и куда движется. Сформулируйте миссию бренда и те ценности, которые собираетесь транслировать. Помните, что любая фальшь легко считавается, так что выбирайте именно свои ценности, которые резонируют с вашими собственными убеждениями.
🔗 Подсказки по ценностям
✅ в) Портрет аудитории
Подробно опишите портрет вашей ЦА - составьте buyer persona. Buyer persona может быть несколько, но они должны отражать ярких представителей ядра и периферийных групп ваших потенциальных покупателей.
➰ Инструменты описания: архетипы, психографика, любое другое психотипирование или набор характеристик для профиля.
✅ г) Позиционирование
Определите набор преимуществ и отличительные черты вашего бренда/продукта. Какие проблемы/боли клиента решает ваш бренд, как и зачем? Опишите в паре предложений что вы делаете, для какой аудитории и какую выгоду получит клиент, если купит у вас, а не у конкурента? Философия бренда должна вызывать эмоции, но сформулировать ее надо понятным языком. Проверьте, понятна ли философия бренда кому-то вне вашего ближайшего окружения.
✅ д) Коммуникация
Определите, какие каналы коммуникации будет использовать бренд для трансляции своей философии, а так же пропишите tone of voice - стиль общения с аудиторией.
🔗 Подсказки по tone of voice
3. Разработайте айдентику бренда
Айдентика (фирменный стиль) - визуальное отражение всех коммуникаций вашего бренда. Она должна привлекать ЦА, быть узнаваемой и хорошо запоминаться.
🔗 Подсказки по айдентике
✅ Логотип
✅ Шрифты
✅ Фирменные цвета
✅ Символы
✅ Упаковка, мерч
✅ Интерьерные особенности офиса и магазинов
✅ Иллюстрации, графические элементы
Документ:
Гайдлайн - руководство по использованию фирменного стиля компании. Нужен бренду для работы с графическими дизайнерами, журналистами, подрядчиками и т.д.
Читать еще на эту тему "Ультимативный гид по бренд-платформе"
4. Соберите брендбук
Все указанные выше элементы бренд-платформы плюс айдентика формируют брендбук. Это документ в формате презентации, доски в Miro и/или текстов в Figma или Notion со слайдами, описывающими разработанную стратегию. Бренд-стратегия несет в себе коммерческую тайну, поэтому используется только для внутренних нужд компании. Для внешней коммуникации используйте гайдлайн или брендбук "для публики".
➰ Инструменты:
Брендбук можно разработать самим, если вы уверены в своих силах. В Miro, например, можно найти несколько шаблонов по созданию бренд-стратегии.
Есть приложение Strategy Deck с карточками-подсказками маркетинговых инструментов на каждый день.
Роли
Бренд-директор, креативный директор, бренд-стратег
Занимается развитием бренда, отвечает за взаимодействие бренда с внешним миром и доносит смыслы внутрь команды. Рассказывает: "Мы вот такие. Мы идем сюда". Не каждый бренд может позволить себе бренд-стратега, поэтому его обязанности часто выполняет СЕО компании.
Маркетолог
Проводит анализ ЦА, конкурентов, рынка и т.д.
Копирайтер
Вербализует философию бренда, описывает tone of voice.
Разработка бренд-стратегии у агентства
❗ Бренд-стратегия - это то, что делается надолго, в идеале – навсегда. Это константа бренда, поэтому так вредно делать ребрендинг: старые клиенты могут не узнать вас, а новые не принять и не запомнить в потоке информации. Так что разработку брендинга лучше заказать у профессионалов. Это станет оправданным вложением в будущее вашей марки и поможет избежать ошибок с позиционированием, с которыми часто сталкиваются молодые бренды.
У Альянса x Beinopen есть партнер в этом направлении - студия дизайна SANDS. Агентство занимается созданием бренд-стратегий и айдентики как для стартапов на стадии полноценного запуска или MVP, так и для зрелых компаний. С чего начать?
- Оставьте заявку на получение услуг по брендингу или обратитесь к Георгию @Georg;
- Заполните бриф, который мы вышлем;
- На бесплатной консультации с Ольгой Сень @olga58 обсудите бриф и проговорите дальнейшие шаги.
Эфиры Менторского клуба на тему брендинга и айдентики:
- Что такое брендинг и чем грозит его отсутствие? // Эфир с Ольгой Сень
- Роль айдентики и нейминга в успехе бренда. Брендинг и айдентика для разных сегментов - от масс-маркета до люкса. // Эфир с Натальей Киетине
- Как построить крепкую и работающую на вас бренд-стратегию? Бренд как актив: как создать, управлять и монетизировать свой бренд. // Эфир с Владимиром Триносом
- Способы эффективной коммуникации бренда с целевой аудиторией. Какие каналы использовать и как создавать контент, который соответствует бренд-стратегии. // Эфир с Ольгой Штейнберг
Я кстати когда писал платформу для бренда Beinopen, опирался на эту статью, создав из нескольких вариантов свою "табличку рифм" для понимания. Я думаю вообще, что разными должны быть такие матрицы. Общее в них – понимание многогранности и зарифмованность через усложненные ролевые модели на базе простых символов (теснота стихотворного ряда)
https://forum.beinopen.ru/post/1514/